Страничка логопеда
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Каныгина Эльвира Меннировна
Если ребенок плохо говорит…
В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы.
Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений.
Неправильное произношение приносит много огорчений детям. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как четкое произношение звуков является основой при обучении письму. Дефекты речи неизбежно создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее.
Необходимым условием нормального речевого развития ребенка является правильная речь окружающих его взрослых. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Совсем недопустимо "сюсюкание" взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.
Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи, так как они войдут в привычку.
Родители должны знать критерии, по которым можно оценить речь ребёнка.
Например, нормы звукопроизношения таковы:
1-2 года – усваиваются звуки «а», «о», «э», «п», «б», «м»;
2-3 года – звуки «и», «ы», «у», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «х», «й»;
3 - 4 года – «с», «з», «ц»;
4 - 5 лет – «ш», «щ», «ч», «ж»;
5 - 6 лет - - «л», «р».
До 6 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.
Не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу.
Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.
Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог.
В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки (с, з, ш, ж, л, р), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом.
- После того как ребёнок освоится, зеркало можно убрать.
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.