Страничка логопеда
Дидактические игры для формирования лексико-грамматических категорий
и навыков словообразования в речи детей
Тема «Домашние животные».
1. Упражнение “День рождения кошки”.
Цель: активизация в речи детей существительных по теме, практическое использование существительных в винительном падеже.
Педагог раздает детям маски или картинки с изображением домашних животных и говорит, что кошка пригласила их на день рождения. (Вводится дополнительный персонаж – игрушечная кошка.) Кошка «спрашивает» у животных, какое им приготовить угощение.
Образец ответа детей: «Я собака, я люблю кости»; «Я корова, я люблю траву» и т.д.
2. Упражнение «День рождения свиньи».
Цель: активизация в речи детей существительных по теме, практическое использование существительных в винительном падеже.
Педагог рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.
Затем педагог спрашивает, что не понравилось гостям? Что любит корова? собака? кошка?
Образец ответа: «Корова любит траву».
3. Упражнение «Чья мама, чьи детки?».
Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования формы винительного падежа существительных множественного числа на –ата, -ята.
Педагог раздает детям картинки с изображением детенышей, а се6е оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Педагог говорит: «Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?»
«У кошки котята», - отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра идёт до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам.
4. Упражнение «Сложи животное».
Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, закрепление представления о частях тела различных животных.
Детям предлагаются разрезанные на отдельные части изображения животных (лапы, ноги, туловище, голова, хвост). Педагог предлагает сложить целое животное, назвать и рассказать о частях его тела.
5. Упражнение «Чего не хватает».
Цель: активизация словаря по теме; формирование навыка образования формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Детям раздаются фигурки зверей, вырезанные из картона, без одной детали: хвоста, лапы и т.д. Педагог предлагает детям сказать, какой части тела не хватает.
Образец ответа: «У коровы нет рогов».
6. Упражнение «Кто чем защищается».
Цель: закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже.
Детям раздаются картинки с изображением животных. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?». Тот из детей, у кого картинка с изображением кошки, отвечает: «Кошка защищается когтями». Аналогично обсуждаются другие домашние животные.
7. Упражнение «Кто как разговаривает?».
Цель: уточнение и активизация глагольного словаря по данной теме.
Педагог включает запись звуков, издаваемых домашними животными. Дети комментируют: «Это кошка. Она мяукает».
8. Упражнение «Кто кем будет?».
Цель: практическое усвоение категории творительного падежа.
Щенок будет… (собакой). Жеребенок будет… (лошадью).
9. Стихотворное дидактическое упражнение.
Цель: формирование навыка образования приставочных глаголов
Кот-обормот
Жил-был на свете рыжий кот,
Не кот, а просто обормот!
Влезал стремглав он на забор
И поднимал ужасный ор.
В трубу печную залезал,
Оттуда черным вылезал,
Шипел, прохожих всех пугал
И смыть он сажу не давал.
Однажды в краску кот залез
И от нее совсем облез.
Клоками шерсть с кота слезала
Ну а ему и горя мало.
Перелезал через забор,
Чтобы попасть в соседний двор,
Упал в шиповник, так завыл,
Что свет всем сделался не мил.
Попробовал пролезть кот в щелку,
Но был он точно не иголка.
Застрял и жалобно скулит —
Болит головушка, болит.
Полез кот как-то подкрепиться,
На кухне чем-то поживиться,
И тут ему не повезло,
Мука попалась как назло.
Не может слезть с той полки кот,
Мука запорошила рот,
Залезла в уши и глаза.
Долез до шторки кот едва.
Подлез, обтерся, вниз спустился
И под кровать скорей забился.
Боится старый обормот,
Что в кухню бабушка придет!
Вопросы и задания
• Почему кота назвали обормотом?
• Что он делал не так? Расскажите о каждом проступке кота.
• Какие действия совершал кот? Свяжите их со словом лезть.
• Придумайте продолжение приключений кота.
• Нарисуйте кота-обормота.
Тема «Дикие животные».
1. Стихотворное дидактическое упражнение.
Цель: формирование навыка образования приставочных глаголов.
Шустрый заяц
Зайчик убегал от волка
И увертывался ловко.
То за куст он забегал,
То на горочку вбегал,
То от волка отбегал
И в тенечке отдыхал.
Прибежал зайчишка к дому
И стремглав в него вбежал,
Под кровать скорей забился,
Целый час ещё дрожал.
Чтобы волк не съел на ужин,
Зайцу быстро бегать нужно.
Толкование слов:
Бегать, бежать – двигаться быстро, резко отталкивающимся от земли шагом;
Убежать– уйти, удалиться откуда-нибудь, спастись бегством;
Забежать – бегом войти, попасть куда-то; зайти бегом со стороны;
Вбежать – войти куда-нибудь бегом;
Отбежать – удалиться бегом от кого или чего-нибудь;
Прибежать – достигнуть какого-нибудь места бегом.
Вопросы и задания:
- Почему волк не смог поймать зайца?
- Что делал заяц, спасаясь от волка?
- Что в строении лап зайца помогает ему быстро бегать?
- Назовите все употребляемые в стихотворении слова- действия, которые произошли от слова «бег» (убегал, забегал, вбегал, отбегал, прибежал, вбежал, бегать).
- Чем отличаются значения слов «бегать» и «убегать» (сравнить с каждым словом –действием, в котором изменена приставочная морфема)?
- Придумайте короткое предложение со словами убегать, убежать (с другими словами- действиями).
2. Упражнение «Кого везут в зоопарк?»
Цель: расширение и обогащение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование притяжательных прилагательных; составление сложных предложений с союзом потому что), дифференциация животных по месту обитания.
Вариант 1.
Педагог ставит на наборное полотно большую картину с изображением грузовика и сообщает детям о том, что в зоопарк везут зверей. Далее педагог вставляет предметные картинки с изображение головы и хвоста животного или птицы в прорези грузовика, предлагая назвать, чья голова и чей хвост в грузовике и отгадать, кого везут в зоопарк.
Образец ответа: Это львиная голова и львиный хвост, в зоопарк везут льва. В зоопарк везут льва, потому что это львиная голова и львиный хвост.
Вариант 2.
Игру можно провести с целью дифференциации животных по месту обитания. Педагог показывает предметные картинки с изображением животных, просит детей их назвать. Детям предлагается перевезти в зоопарк сначала только животных и птиц жарких стран, затем животных Севера и назвать, кто остался (домашние животные).
Вариант 3.
Этот вариант игры можно использовать, когда дети усвоили образование притяжательных прилагательных с помощью различных суффиксов. Педагог сообщает детям о том, что в космосе живут необычные животные, и предлагает назвать, кто прилетел в зоопарк из космоса на летающей тарелке. Дети должны назвать, чья голова и чей хвост показались в иллюминаторе летающей тарелки.
Образец ответа ребенка: У этого животного носорожий хвост и тигриная голова.
Тема «Птицы».
1. «Кормушка»
Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».
На фланелеграф устанавливается картинка с изображением кормушки, повешенной на рябине. На дереве у кормушки сидят разнообразные птицы.
Дети отвечают на вопрос педагога:
- Куда мы повесим кормушку? (На дерево.)
- Куда насыплем корм? (В кормушку.)
- Откуда вылетел воробей? (Из гнезда.)
- Куда села синица? (На рябину.) и т.д.
2. «Незнайка»
Цель: практическое усвоение детьми предлогов «в», «на», «за», «из».
Педагог сообщает детям, что Незнайка тоже составил свой рассказ о кормушке. Вот что у него получилось: «Кормушку повесили в дерево. Корм насыпали из кормушки. Воробей вылетел на гнездо. Синица села из рябины».
Дети исправляют ошибки, которые сделал Незнайка.
3. «Измени по образцу»
Цель: совершенствовать навык образования и правильного использования притяжательных прилагательных.
Перо утки – утиное перо.
Перо воробья – воробьиное перо.
Перо журавля – журавлиное перо.
Перо голубя – голубиное перо.
4. «Ответь на вопросы»
Цель: совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у совы хвостов?
Сколько у синицы глаз?
5. «Составь из частей птицу»
Цель: практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.
Игра проводится с разрезанными картинками. Дети составляют птицу и называют части ее тела.